Психологическая готовность ребенка к школьному обучению


Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

К 6-7 годам у ребенка возрастает подвижность нервных процессов, наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя возбуждение еще преобладает. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы.

К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий, поэтому появляется возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования, выполнения программ действий.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Все это способствует развитию произвольной сферы до уровня, необходимого для обучения в школе.

Психологическая готовность к школе — это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л. С. Выготского.

Психологической готовностью к школьному обу­чению понимается уровень психического развития ребенка, необходи­мый и достаточный для освоения школьной учебной программы в усло­виях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к обучению в школе включает личностную и интеллектуальную готовность.

Слагаемые личностной готовности к школьному обучению

1. Отношение к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к «серьезным» занятиям. На появление такого желания влияет отношение к школе близких людей. Таким образом, учение должно восприниматься как важная, ответственная деятельность. Отношение к этому взрослых и других детей способствует формированию внутренней позиции школьника. Первоначально ребенка привлекает внешняя сторона школьной жизни — новый портфель, школьная форма, новая обстановка. Позднее появляется желание учиться, узнавать что-то новое.

Внутренняя позиция школь­ника, как новообразование, может выступать критерием готовности к школьному обу­чению.

2. Отношение к учителю. По отношению к учителю — взрослый становиться непререкаемым авторитетом. То есть его требования выполняются, а на замечания не обижаются, стараются исправить ошибку. Дети, готовые к школьному обучению, подчиняются правилам, и адекватно ведут себя на занятиях.


В учителе воплощены требования общества. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри.

Новая социальная ситуация развития «ребенок-учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей поскольку:

— во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом;

— во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

3. Формируются специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность — это коллективная деятельность. Учащиеся должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия: выслушивать ответы других учеников, не обижаться на замечания учителя и др.

Эгоцентризм ребенка исчезает к 7 годам, теперь он может принять точку зрения другого че­ловека, отчетливо сознавая, что тот может прийти к иным выводам.

Это новое осознание приходит главным образом благодаря соци­альному общению со сверстниками. На смену монологу как стилю дошкольников (когда они беседуют сами с собой или выдают другим собственную информацию, не заботясь о реакции на нее) приходит взаимный обмен информацией. Эгоцентризм ребенка, восприятие себя в качестве центра вращающегося вокруг него мира постепенно убывает, чему способствуют совместные игры.

4. Определенное отношение к себе. Это предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной.

Если ребенок говорит, что он «хороший», его поделка «лучше всех», то нельзя говорить о его личностной готовности к школьному обучению.

Диагностика психологической готовности к школе:

• Тест Керна — Йерасика

• тест «Графический диктант».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Интеллектуальная готовность связана с уровнем развитием мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, определять причинно-следственные связи между явлениями, возможность логического запоминания) и с определенным запасом знаний на момент поступления в школу. Кроме того, важно умение воспроизводить образец и развитие тонких движений руки. О готовности к школе свидетельствует уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка.

Для исследования уровня развития познавательных процессов можно использовать следующие методики:

• «10 слов» — исследование память

• «Лабиринт» — исследование пространственного восприятия

• «Четвертый лишний» — исследование процесса обобщения

• «Объясни пословицу» — исследование процессов анализа и синтеза

• «Составь картинку» — исследование наглядно-образного мышления

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Важная сторона психологической готовности – достаточный уровень волевого развития ребенка. Особое место занимает овладение специальными знаниями и навыками традиционно относящимся к школьным. Формирование «социальной позиции» по отношению к школе требует не только осознания школы как источника знаний, но и эмоционального отношения к ней. Ребенку необходимо научиться входить в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

Меню


Понравилась статья? Поставь оценку!
ПлохоТак себеНормальноХорошоОтлично! (Пока нет оценок)
Loading...Loading...
Поделись с другими!

Comments are closed.

Важно знать

HOBOE !!!